Чтобы понять, кого называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ Венеции от 1542 года. В нём подчёркивается, что, проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами. В 1498 году, после 150-летнего принудительного проживания в специально отведённом для них квартале Castelletto (недалеко от Rialto), проституткам, наконец, разрешили свободно передвигаться по городу. И В XVI веке их количество, уже составляло 10 % от общего числа населения Венеции.. Один венецианец, возвратясь на родину, после долгого проживания за границей, изрек: "Венеция стала настоящим борделем!". Конечно, по сравнению с другими городами, Венеция отличалась независимостью и более свободными взглядами. Даже инквизиторы, выбранные городским Сенатом, старались, скорее, укрощать, чем поощрять строгость представителей Римской католической церкви. Естественно, что существование куртизанок в Венеции было намного спокойнее, чем где-либо в другом месте. Но это совсем не означало, что венецианские владыки не заботились о публичной морали, просто они старались держать это явление под контролем, не злоупотребляя предоставленной властью, не приравнивая куртизанок к всеобщему злу и греху. И хотя проституткам приходилось часто прибегать к всевозможным хитростям и уловкам, в целом в лагуне царила атмосфера терпимости. В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов. К тому же, проституция всегда являлась для города доходным видом деятельности, а городские власти знали, как можно поживиться на этом. Например, проститутки получали оплату с проезжих иностранцев, вкладывали затем капиталы в местные банки, тем самым, поощряя местную экономику. Куртизанки делились на две основные категории. К первой относились так называемые "честные" куртизанки - cortigiane "oneste". Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры. Честные куртизанки находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. Они обладали определенной независимостью и свободой передвижения, были обучены правилам хорошего поведения, умели вести застольную беседу, а иногда являлись обладательницами высокой культуры и литературного таланта. Благодаря щедрым дарам своих покровителей, честные куртизанки становились владелицами недвижимого имущества, нежились в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивали ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок порой было настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи. Конечно, не все "честные" куртизанки обладали подобными дворцами, но многие из них всё же имели хорошо устроенные жилища. Ко второй, мене удачливой категории, относились куртизанки низших сословий, они более многочисленны. Некоторые из них тем или иным образом не смогли стать "честными" куртизанками, другие же, удостоившись когда-то высокой участи, скатились на дно жизни. Честные куртизанки уделяли много времени уходу за телом - в этом они ничуть не отставали от дам высшего света. Некоторые писатели периода эпохи Возрождения утверждают, что жрицы любви были даже более опрятны и ухожены, нежели женщины из приличного общества. Одежда "честных" куртизанок порой была настолько схожа с нарядами благородных дам, что, порой трудно было определить на глаз, кто есть кто. Один английский путешественник, проездом в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платья дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см.), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным. Куртизанки низшего ранга, конечно, не носили таких дорогих нарядов, но и они использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки. Куртизанки пользовались и декоративной косметикой. Обладающие хорошим вкусом, употребляли румяна в ограниченном количестве, только, чтобы скрыть излишнюю бледность, появившуюся после бессонной ночи любви или небольшого недомогания. Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка, наконец, начинала свой продолжительный рабочий день. Чаще всего они совершали прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые, пытаясь предугадать их желания, задаривали красавиц подарками. Бывало, что куртизанки, всё с той же свитой, наведывались в церковь, вызывая тем самым протесты местного населения и городских властей. Находясь в храме, они продолжали вести себя, как ни в чём, ни бывало, обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто бы это не церковь, а карнавальное шествие. Куртизанки существовали на любой вкус: и для служащих папской канцелярии, для негоциантов, для военных и для молодежи. Салоны таких знаменитых куртизанок, таких как Imperia, Madrema-non-vuole, Tullia, d'Aragona, Гаспара Стампа и Вероника Франко, чей портрет вы можете видеть справа, посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. За исключением важных гостей, которых куртизанка принимала в отдельном boudoir, все остальные приглашались в общий салон. Знаменитая куртизанка Madrema-non-vuole любила восседать на высоком троне, усадив присутствующих на мягкие подушки у своих ног. Гости располагались вперемешку с куртизанками, которые периодически меняли места, улыбаясь и раздаривая многообещающие взгляды и поцелуи. Чтобы вызвать ревность у своих поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на короткое время с одним из гостей в свою спальню. В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Cicerone, она знала наизусть всего Petrarca и Boccaccio и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах. Дело в том, что тогда существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов. Их тянуло в общество куртизанок, туда, где можно было пообщаться и повеселиться. Там устраивались игры или танцы, не всегда невинные, подтверждением тому являются некоторые венецианские указы, запрещающие подобные развлечения. Источник: turistua.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий